Двигатели для мотоблока, садовой техники. ВАЖНО!

Двигатели для мотоблока, садовой техники. ВАЖНО!

Что важно знать о двигателях, если вы хотите найти замену, разобраться в деталях, а также подобрать поставщика.

1. Двухтактные и четырёхтактные двигатели, особенности конструкции.
2. Профессиональные, фермерские, любительские двигатели.

3. Особые зимние модификации.
4. Как выглядит идеальная модель для покупки.

1. Двухтактные и четырёхтактные двигатели, особенности конструкции.

Бензиновые двигатели для садовой техники бывают двух типов: двухтактные и четырёхтактные. Это означает, что они отличаются по конструкции, а также отличаются задачами, которые способны выполнять. Двухтактные двигатели впускают и выпускают топливную смесь за 1 оборот коленчатого вала, а четырёхтактные двигатели делают впуск и выпуск топливной смеси за 2 оборота. Просто "такт" считается поворотом на 180 градусов, а не на 360, что составляет полный круг. Поэтому их называют 2х и 4х тактными (1 и 2 оборота вала, соответственно).

Двухтактные чаще всего устанавливаются на технику, которую можно носить в руках (бензокосы, бензопилы, мотобуры), а четырёхтактные двигатели устанавливаются на технику, которая стоит на одном месте, либо катается по участку на колёсах (генераторы, мотопомпы, мотоблоки). Почему такое различие?

Рис 1. Двухтактный двигатель.
 

Это связано с тем, что двухтактные двигатели не имеют масляного картера. То есть, у них нет поддона, куда стекает масло в результате работы. Единственный способ, как смазывать детали двигателя — это добавлять масло прямо в бензин. Во время рабочего цикла бензин сгорает вместе с маслом, а образовавшийся газ и оставшиеся частицы вылетают через трубу с глушителем. При таких выбросах, сложно говорить про полную экологичность двухтактных двигателей, они создают более густой выхлоп, потребляют топливо более интенсивно и требуют объёмный топливный бак.

Рис 2. Четырёхтактный двигатель.
 

В свою очередь, четырёхтактные двигатели сложнее по конструкции, больше, мощнее и тяжелее. Ясно, что чем больше деталей из металла, чем больше ваш двигатель будет весить. Поэтому, их устанавливают на технику с колёсами (генераторы, мотоблоки, мотопомпы), либо на технику, которая стоит ровно на одном месте и вам не надо её перемещать в процессе работы. Теперь проблема веса уменьшается до минимума. А часто вес подобной техники более, чем ощутимый — 50-100 килограмм (некоторые мотоблоки могут весить и значительно больше). Полное горизонтальное положение двигателей на подобной технике ещё важно потому, что масло в картере не может качественно выполнять смазку деталей, если вы наклоните её в сторону. Масло стечёт только на одну сторону поддона, следовательно, детали с другой стороны будут работать без смазки, вызывая быстрый перегрев запчастей, ускоренный износ и, как результат, выход из строя.

Но, наверное, вы видели в нашем магазине, что небольшие четырёхтактные двигатели стоят на мотокосах Садко (SADKO GTR-358 4-T и Sadko GTR 335-4T), хотя это инструмент, который часто наклоняется и поворачивается в разные стороны. Как это возможно? В них используются очень сильно модифицированные двигатели с нетрадиционным дизайном, где картер делится на две части, в одной из них находится кривошип и шатун, а в другой части — привод газораспределительного механизма. Как бы вы не наклоняли подобный двигатель, детали будут смазаны, шатун всегда будет смазан. Но, повторяем, это особый тип мотокос, которые, в результате, стоят намного дороже.

Если рассматривать общую тенденцию, то ручная техника небольшой мощности (до 3 кВт), оснащается лёгкими двухтактными двигателями, а инструменты с большой мощностю (свыше 3 кВт) и неподвижные, либо только предусматривающие перемещение по ровной поверхности, осащаются четырёхтактными двигателями. Свыше 5-10 кВт начинают появляться дизельные двигатели у техники малой механизации, у которых есть свои уникальные особенности и такие же уникальные «минуса», но сегодня мы поговорим только про бензиновые модели.

Ещё нельзя не упомянуть о системе газораспределения в двухтактных и четырёхтактных двигателях. У двухтактных моделей всё просто, выхлопные газы выходят через отверствия в стенках цилиндра, забирая с собой и несгоревшую порцию топливной смеси. Расход топлива на мощность выше в полтора раза (в лучшем случае), а некоторых случаях и в 2 раза, по сравнению с четырёхтактными, если это ненастроенный и разбалансированный двигатель.

В свою очередь, четырёхтактные модели обладают уже более сложной системой газоотвода. Каждый поршень предусматривает минимум 2 клапана, которые синхронизированы с движением распределительного вала. Да, такую систему сложнее сделать, но сгорание топлива намного выше, эффективность работы подобного двигателя тоже выше, меньше расходуется топливо, уменьшается топливный бак, снижается масса.

 

2. Профессиональные, фермерские, любительские двигатели.
 

Чтобы окончательно определиться с тем, какой двигатель нужен вам в хозяйстве, вам надо ответить на вопрос, что для вас важнее: цена, баланс или ресурс двигателя. В первом случае, вам надо бытовая модель, во втором — подойдёт полупрофессиональная модель, а в третьем случае — профессиональная от именитого бренда. Скажем такую удивительную вещь: китайские производители очень сильно улучшили качество своей продукции, потому что весь товар, который идёт на экспорт, за территорию Китая, теперь обязан проходить государственные проверки на этапе производства. Возможно, вам удастся купить бытовой двигатель  для мотоблока по низкой цене и с отличными качествами.

Итак, двигатели по категориям: профессиональные, полупрофессиональные и любительские (бытовые). Если речь идёт о производстве, с большими нагрузками и высокой стоимостью времени, то здесь вам подойдут профессиональные модели. Время простоя может стоить очень дорого для владельца бизнеса, поскольку здесь часто используются кредитные средства, а отдавать кредиты нужно каждый месяц, независимо от того, работали вы или не работали. Профессиональные двигатели работают без остановок рабочую смену, то есть, полные 8 часов. Сталь более высоких сортов, дорогие инженерные решения, простая эргономика и доступность рычагов, а также возможность замены большинства узлов за минимальное время, позволяют не только дольше работать с инструментом, но и делать это быстрее.

Да, они дорогие, но это не покупка, это — инвестиция в бизнес. И деньги, которые себя полностью окупают несколько раз.

Поэтому, выбор для предприятий ограничен подобной категорией двигателей. А вот для обычных пользователей, фермеров и садоводов, выбор намного шире.

Полупрофессиональные двигатели разработаны для тех, кто ценит качества инструмента, но не готов платить за него высокую цену. Тогда профессиональная модель немного режется по своим запчастям, кое-где применяются заменители, рукоятки и кнопки можно достать и регулировать, но применять придётся чуть больше силы, или воображения. Одним словом, подобный инструмент работает хорошо, выполнен из качественных запчастей, но не настолько хорошо настроен и отрегулирован, чтобы называться профессиональным. Плюс, есть ограничение на непрерывную работу, они не рассчитаны на 8 часов непрерывной работы, а только несколько часов непрерывной работы. Естественно, что полупрофессиональный инструмент стоит дешевле. Среди подобных моделей в нашем магазине есть двигатели для мотоблока компании Садко.
 

                                        
 

Бытовые (любительские) двигатели — самая младшая линейка по качеству и по цене, но также и самая доступная для большинства покупателей. Именитые производители часто создают отдельный бренд, который реализуют подобную продукцию, чтобы его не асоциировали с дорогим и профессиональным брендом. Подобной техникой нельзя работать каждый день, и лучше всего они проявляют себя во время сезонных работ, когда надо выполнить уход за небольшой территорией только в определённый сезон в году. Они легче, проще и дешевле, чем фермерские двигатели, но ломаются чаще, ресурс меньше, и требуют очень тщательного сервиса, даже малейшая неприятность может привести к поломке. Чаще всего здесь находятся дешёвые китайские изготовители, выпускающие «одноразовую» технику. Зато неоспоримым преимуществом является их цена. Они очень дешёвые, особенно сравнивая с профессиональными. При их изготовлении придерживаются тех же самых норм и правил, но сами материалы, из которых изготавливаются двигатели очень мягкие и непрочные. Вот в этом и главное отличие их быстрого износа и выхода из строя. Покупая себе такой инструмент, не нагружайте его, используйте нерегулярно, и тогда он прослужит вам долго.
 


 

Скажем и об обратной ситуации, когда приобретают дорогую модель двигателя, чтобы раз в сезон перекопать себе дачный огород. Вы просто не будете использовать весь потенциал вашей техники, она не будет ломаться, планируемые нагрузки даже не сможете осуществить. Будет очень комфортно, но затраты окупить будет очень сложно.

 

3. Особые зимние модификации.
 

Основная проблема, с которой сталкивается любая техника при работе зимой — отрицательная температура воздуха. Поэтому низкая температура создаёт особые требования к двигателями. Их надо: быстро запускать, запускать в перчатках, либо рукавицах, следить за чистотой воздуха. Что делают для того, чтобы выполнить подобные задачи? Зимний двигатель Sadko WGE-200.

Во-первых, увеличивают размер рукояток, кнопок и переключателей. Теперь за них намного удобней браться, нажимать и контролировать устройства.

Во-вторых, крышки и съёмные детали красят в яркие цвета, чтобы их легко находить на снегу, если они выпадают из рук, либо выскальзывают и зарываются в снег.
 


 

В-третьих, зимние двигатели часто не имеют фильтра воздуха. Зимой в воздухе нет пыли, которая разъедает стенки цилиндра и поршня, плюс к этому, фильтр, который наберётся влаги из воздуха, может замёрзнуть во время продолжительной остановки в пару часов. В подобных моделях двигателей, воздух поступает напрямую в карбюратор, который закрыт только пластиковым кожухом. Следовательно, что зимние двигатели применяются ТОЛЬКО зимой, когда абразивной пыли НЕТ в воздухе.

В-четвёртых, зимний двигатель часто, но не всегда, оснащается электростартерами. Их используют только для прогрева двигателя. Ручка ручного стартера делается крупной, чтобы вы могли запускать двигатель в перчатках.

 

4. Выбор двигателя. Как выглядит идеал:
 

В идеале, ваш инструмент должен соответствовать следующим показателям:

  • более мощные двигатели для мотоблока всегда более живучие и стойкие. Их ресурс выше, противостоят нагрузкам лучше. Если на выбор 2 двигателя по одной цене, с разной мощностью, то выбирайте более мощный.
  • дизельный двигатель дешевле в работе, прослужит дольше, но ремонтировать его будет намного дороже, плюс зимой у него проблемы с запуском. Выбирайте дизель для тёплого сезона!

А вот как должен выглядеть идеальный двигатель для мотоблока или садовой техники.

  • четырёхтактная модель — простая в обслуживании, экономичная, тихая и мощная. Это всё по сравнению с двухтактными моделями.
  • газораспределительный механизм должен быть сделан из стали! Некоторые производели умудряются сделать его пластиковым, и после начала работы он сразу плавится. Кто-то ищет чрезвычайную экономию, а покупает одноразовый двигатель. Будьте внимательны.
  • гильза цилиндра должна быть из чугуна. Чугун намного лучше проводит тепло, обеспечивая запуск, а также менее подвержен коррозии, чем сталь. Сравнивать с алюминием нет смысла, поскольку алюминий очень дорогой и редко двигатели делаются полностью алюминиевыми. У вас могут возникнуть проблемы с охлаждающими жидкостями, которые могут вступить в контакт с алюминием и ещё сильнее повредить стенки.
  • обязателен датчик уровня масла в двигателе. Это система защиты, которая не позволит сухому двигателю запуститься и работать, а также отключит работающий двигатель, который потерял масло в результате поломки или утечки.
  • карбюратор должен быть регулируемым не только по качеству смеси, которую способен эффективно воспламенять, а также обладать регулировкой для холостого хода.
  • топливный насос запускает двигатель в холодную пору года.
  • наличие сертификатов качества, желательно зарубежного и предоставляться по требованию покупателя.
  • показатель моторесурса — выше 2000 моточасов - «отлично» (относится к мотоблокам и подобной технике).
  • наличие вала отбора мощности. Вы сможете повесить на него дополнительное оборудование и резко расширить круг решаемых задач.
  • наличие принудительного охлаждения. Снижает температуру работающего двигателя, сберегает свойства металла в допустимых пределах.
  • подходящая для вас эргономика — размер ручек, ширина кнопок, вес, высота должны подходить вам по росту и быть доступными для самостоятельной регулировки.

Если все эти факторы совпадут в одной модели, то вы можете смело её покупать, и больше ни о чём не беспокоиться. На ближайшие 5-7 лет в вашем хозяйства появится незаменимый механический помощник.